Кубанские Новости
Общество
Иван Карасев

Только смелым покоряется тайга

Только смелым покоряется тайга
Ради нескольких строк Виктор Желяков был готов лететь хоть на край света.
Фото: Архив Виктора Жилякова
В Краснодаре найдена ранее не известная рукопись заслуженного журналиста Кубани Виктора Жилякова о БАМе.

В марте прошлого года президент РФ Владимир Путин подписал указ о праздновании в 2024 году 50-летия с начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Мы продолжаем цикл публикаций о героях той эпохи. Сегодняшний наш рассказ о легендарном Викторе Жилякове. В июле исполняется годовщина со дня его смерти.

Корреспонденты «КН» встретились с вдовой заслуженного журналиста Кубани, у которого к БАМу было особое отношение. Виктор Жиляков участвовал в строительстве Саяно-Шушенской ГЭС, побывал там, где на месте тайги и болот выросли современные города.

Магия Куанды

Виктор и Лариса Жиляковы прожили в браке 17 лет. Супруга не сразу поняла, что ее ждет, когда только расписались в загсе.

– Я значительно моложе Виктора Егоровича, и для меня все эти рассказы о БАМе были какой-то романтикой, диковинкой, – делится воспоминаниями Лариса. – Но, когда увидела, что его наградили за участие в строительстве магистрали, удивилась. Он для меня как Ленин стал, как легендарная фигура истории нашего Отечества.

Виктор Жиляков – личность и вправду незаурядная. Он успешно проработал в профессии более 50 лет, сначала в Туве, потом – в Тюменской области и завершил карьеру собкором ТАСС в Краснодарском крае.

Виктор и Лариса Жилякова прожили в счастливом браке 17 лет.
Виктор и Лариса Жилякова прожили в счастливом браке 17 лет.
Фото: Архив Виктора Жилякова

Во многом благодаря инициативе Виктора Егоровича в стране впервые появились мобильные корпункты. Такой корпункт был развернут им на завершающем этапе строительства Байкало-Амурской магистрали в районе таежной станции Куанда (кстати, это название в переводе с эвенкийского значит «медвежья долина»). Только оттуда за три месяца его работы было передано около 500 материалов о строительстве БАМа. Он первым сообщил об открытии тюменской нефти и ее рекордной добыче – миллионе тонн в сутки, как и об открытии самого северного Харасавэйского газоконденсатного месторождения.

– Виктор говорил, что его работа – донести людям новость как можно быстрее, – продолжает вдова журналиста. – Помню, однажды собрались с ним в Музыкальный театр. Посмотрели балет. Думала, не спеша погуляем по вечерней улице Красной под ручку. Как супругам положено… Но нет, несемся домой с такой скоростью, что я стала задыхаться от такого темпа. Кто-то позвонил, и надо срочно передавать новость. Прибежали, он в обуви, не разуваясь, скорее в свой кабинет. Через 20 минут выходит: «Все! Пошли обратно гулять». Мне даже обидно было, а я еще отдышаться не успела. А потом привыкла. Многое стало ясно. Работа для настоящего профессионала на первом месте. Поэтому столько лет я «бежала» с ним рядом в одном направлении.

Даешь стыковку!

В кабинете покойного есть своеобразная стеклянная витрина, где лежат на зеленом сукне ценные артефакты. Целая коллекция правительственных наград: орден Почета, орден Трудового Красного Знамени, медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Виктор Егорович – заслуженный работник культуры России и обладатель почетного знака Союза журналистов Кубани «Признание». В 2020 году в Москве Виктору Егоровичу вручили знак «Легенда российской журналистики». А памятных знаков и не счесть.

Такую витрину Лариса подарила мужу в один из юбилеев… Недавно женщина разбирала документы своего супруга и нашла рукопись, которая так и не стала публикацией. На полях сохранились пометки его рукой, правки. Материал еще ждет своих исследователей-историков.

«Нужно издать книгу «Легенды кубанской журналистики», – так начинается своеобразное завещание потомкам, оставленное Виктором Жиляковым. – У нас действительно были журналисты, которые стали легендами. Меня часто спрашивают: не надоело писать? Да, устал. Но, когда живешь новыми идеями, никогда не надоест. Я всегда искал необычные темы, ради этой первой строки готов был лететь на край света».

Журанлиста никогда не останавливали на пути ни сибирские морозы, ни проблемы быта.
Журанлиста никогда не останавливали на пути ни сибирские морозы, ни проблемы быта.
Фото: Архив Виктора Жилякова

Вот еще один отрывок из рукописи, который передает дух той героической эпохи:

«На западном участке БАМа все было несколько проще. Бригада Александра Бондаря развила невиданные темпы укладки верхнего строения пути – до 5 километров в день. И в сентябре строители прошли Куанду, направившись в сторону разъезда Балбухта. Именно там, на берегу реки Сюльбан, 29 сентября в 10 часов утра и было уложено первое «золотое звено».

Торжества по случаю стыковки западной и восточной части магистрали произошли 1 октября 1984 года на станции Куанда (ныне это Забайкальский край).

Ушел в тайгу

По рассказам Ларисы, готовясь к одному из интервью, Виктор нашел в своем архиве тот самый «золотой костыль» и фрагмент звена. Это сувенирный кусочек рельса с молотком, которым забивают толстый гвоздь.

– Я и не подозревала, что эти простые вещи – столь примечательные артефакты, – вспоминает вдова журналиста.

Вместе рассматриваем наградной памятный знак в честь укладки «золотого звена», который стал своеобразным символом открытия сквозного движения поездов на восточном участке БАМа 15 сентября 1984 года.

Сувенирный кусочек БАМовского рельса до сих  пор хранится в семейной коллекции.
Сувенирный кусочек БАМовского рельса до сих пор хранится в семейной коллекции.
Фото: Михаил Ступин

А вот и удостоверение № 108. В нем записано, что В. Е. Жиляков награждается по итогам соцсоревнования знаком штаба ЦК ВЛКСМ «Золотое звено БАМ» 26 сентября 1984 года.

Есть в необычной коллекции «Билет почетного пассажира» первого поезда, открывшего сквозное движение на восточном участке БАМа. Из него узнаем такие подробности: 15 сентября 1984 года Виктор Егорович ехал в пятом вагоне, на месте № 17. К билету прилагалась карта с маршрутом: Тында – Зейск – Мирошниченко – Февральск – Ургал – Комсомольск-на-Амуре – БАМ – Известковая – Хабаровск.

Много историй унес с собой Виктор Жиляков. Но они остались в памяти родных и близких, в строках публикаций и неопубликованных рукописях.

«Билет почетного пассажира» первого поезда, открывшего сквозное движение на восточном участке БАМа.
«Билет почетного пассажира» первого поезда, открывшего сквозное движение на восточном участке БАМа.
Фото: Михаил Ступин

– Виктор рассказывал, что был одним из первых стройотрядовцев, когда учился в Московском госуниверситете, – делится воспоминаниями Лариса. – Работал руководителем первого стройотряда. На БАМе он уже был в качестве корреспондента.

Рассказывал, что в стройотряде жили в деревянных вагончиках-бытовках, из наспех сколоченных поддонов делали кровати. А из обычных ящиков мастерили тумбочки. Вместе по вечерам собирались, было весело. Всего хватало. Страшные морозы были зимой и огромные комары летом.

– Работа на БАМе была серьезная, каких-то забавных историй мне услышать не довелось. Когда только с ним поженились, я сразу поняла, что такое жить с корреспондентом ТАСС. Звонки среди глухой ночи, под утро. День и ночь – работа. Поначалу думала, что если такие звонки, то что-то страшное случилось, надо бежать кого-то спасать. А это обычные будни журналиста, – сказала на прощание Лариса. – Виктор во всех эпохальных событиях стремился участвовать, везде хотел быть первым. Обладал отличной памятью, слушаешь бывало его и будто приключенческий, остросюжетный роман читаешь. Недаром он – «легенда российской журналистики».